15 сентября 2017 года

Новости резидентов. Тольяттинские инновации: от автомобиля до ледокола

В технопарке «Жигулевская долина» производится уникальный препарат «ФОРТОЛ», защищающий двигатели любого типа от повышенного износа. На основе его основного действующего вещества – ультрадисперсного политетрафторэтилена – был разработан принципиально новый продукт, который успешно прошел испытания на Тихоокеанском флоте.

По данным журнала «Наука и техника», за один только 2014 год  Китай потерял около 300 млрд. долларов (3,34% ВВП страны). Такой ущерб нанесла его экономике коррозия металлов и ее последствия. Более всего пострадали от разрушительного воздействия среды транспортная и радиоэлектронная отрасли. Эксперты подсчитали, что ущерб можно было бы уменьшить до 115 млрд. долларов, если бы профилактические мероприятия по предотвращению коррозии проводились бы более активно. К таким процедурам относятся электрохимическая защита и внедрение ингибиторов коррозии, специальных масел и смазок, замедляющих ржавление.

Именно такие препараты в скором времени будут производиться в Тольятти. На территории «Жигулевской долины – 2» будет построено предприятие, производящее защитные покрытия на основе политетрафторэтилена. А начинался проект с присадки для автомобильных двигателей, которую директор ООО «Промметэкс» Ахнаф Гарифуллин нашел в далеком Владивостоке.

«В 2014 году я познакомился с ученым из Дальневосточного института Российской академии наук Александром Цветниковым, — рассказывает Ахнаф Гарифуллин. – Он описал свойства порошкового политетрафторэтилена, размер частиц которого составляет 1 нанометр. Изучив эффект от применения этого вещества, мы подписали протокол о намерениях и открыли в Тольятти производство присадки для автомобильных двигателей «ФОРТОЛ»».

Политетрафторэтилен вошел в Книгу рекордов Гиннесса как самый скользкий материал в мире. Было доказано, что даже небольшое добавление ультрадисперсного политетрафторэтилена в машинное масло существенно снижает трение в двигателе, восстанавливает поврежденную поверхность, увеличивает срок эксплуатации. Теперь уже сложно представить, что поначалу разработку ученого не восприняли всерьез даже его коллеги: слишком нереалистичными показались заявленные свойства материала.

Уникальность политетрафторэтилена состоит еще и в том, что его можно использовать с различными носителями. Например, при добавлении в краску этот порошок способен гораздо более эффективно защищать окрашиваемую поверхность от коррозии. Ахнаф Гарифуллин и Александр Цветников стали соавторами запатентованного изобретения – лакокрасочного материала для получения многофункционального защитного покрытия, обладающего водоотталкивающими, антифрикционными, противоизносными и противообрастающими свойствами.

Данные качества востребованы в различных отраслях – от строительства до машиностроения. Наиболее критичны они в судостроении, поскольку корабли постоянно находятся в агрессивной среде. Поэтому первые испытания было решено проводить на Тихоокеанском флоте: днища двух катеров были обработаны краской с политетрафторэтиленом. Опыт оказался успешным. Руководство Тихоокеанского флота сообщило, что по итогам тестирования в Главное командование ВМФ было подано предложение о внесении изменений в существующие технологии окраски подводной части кораблей и включении этой краски в номенклатуру снабжения кораблей ВМФ.

Руководство компании подписало протокол с Правительством Самарской области о строительстве производственного корпуса в рамках проекта «Жигулевская долина – 2». Уже сейчас, до официального старта проекта, появляются первые потенциальные клиенты: ЗАО «Антикоррозийные пигменты» (г. Санкт-Петербург) выразило готовность покупать это нанопокрытие для ледокольного флота.

Translate »