08 октября 2021 года

Уникальная разработка резидента «Жигулевской долины» поможет альпинистам избежать ЧС при восхождении на Эльбрус

Компания резидент технопарка «Жигулевская долина» ВПК «ПОТОК» реализует проект по созданию и использованию системы предотвращения чрезвычайных ситуаций в горной и лесистой местности. В свете произошедшей трагедии на горе Эльбрус в сентябре, руководитель компании ВПК “Поток” Сергей Сычугов рассказал, как эта разработка может помочь в предотвращении подобных несчастных случаев.

— Сергей, как давно вы являетесь резидентом «Жигулевской долины» и в чем суть вашего инновационого проекта:

— Наша компания является резидентом технопарка «Жигулевская долина» с 2019 года. Мы профессионально занимаемся безопасностью, обеспечивая круглосуточное наблюдение и оказываем содействие совместно с правоохранительными органами по предотвращению краж арендных автомобилей. Самый большой плюс нахождения здесь в том, что мы имеем возможность постоянно взаимодействовать с управляющей компанией технопарка ГАУ «ЦИК СО», которая всегда проконсультирует и поможет в вопросах участия в мероприятиях на привлечение финансирования и поиска партнеров для развития бизнеса.

Какой у вас опыт?

— Мы давно занимаемся разработкой установкой оборудования, мониторингом за транспортными средствами. На сегодня мы обслуживаем больше 100 компаний по всей России от маленьких парков до очень крупных, в том числе осуществляем обслуживание Российского филиала самой крупной компании в мире в области аренды транспорта AVIS BUDGET. Ежедневно мы отслеживаем более 10000 объектов по всей стране и ряда стран СНГ. Благодаря этому у нас есть наработанные компетенции, которые можно применить в сфере мониторинга групп, совершающих восхождение на Эльбрус. Также мы уже почти 3 года занимаемся исследованиями и подготовкой к реализации этого проекта и имели возможность выступать техническими консультантами для службы МЧС, о чем есть подписанное соглашение.

Расскажите, что это за система обнаружения и как она работает?

— Хочу обратить внимание, что это комплексная система, состоящая из спутникового трекера, радиомодулей для поиска под снегом (у спасателей соответственно есть локатор для поиска), GPS трекера и рации «Терек». Объединяет все эти компоненты система мониторинга. Оператор системы следит за движением группы и имеет постоянную связь с службой МЧС и руководителем группы. Если группа отклонилась от маршрута, пропал сигнал или поступил сигнал SOS от инструктора, оператор сообщает точные координаты места нахождения. Если вспомнить трагедию, произошедшую не так давно, когда 5 человек погибли на Эльбрусе, то использование нашей системы позволило бы раньше передать сигнал спасателям и возможно этой трагедии не было.

Сам процесс выглядит следующим образом: Инструктор совместно с представителем ВПК «Поток» составляют маршрут и регистрируют группу в МЧС. Перед началом восхождения все участники группы получают настроенное оборудование. На всем протяжении восхождения оператор осуществляет мониторинг в режиме 24/7. После завершения восхождения участники группы сдают оборудование.

— Что стало причиной создания вашего проекта?

— Причиной создания проекта послужило обращение в 2019 году одного из бывших членов спасательного отряда Игоря Валентиновича Кухарина, спасателя 1 класса, КМС по альпинизму и скалолазанию СССР. Он обратился к нам за консультацией по технической вопросам. Так выявилась проблема: при существующей ситуации на Эльбрусе каждый год происходит более 14000 восхождений и периодически происходят случаи, приводящие к смерти. От 3 до 10 человек гибнут на горе ежегодно. Зачастую это происходят из-за несвоевременного или недостаточного информирования МЧС о критической ситуации, не говоря уже о туристах, пытающихся покорить Эльбрус самостоятельно — «дикарями». Спасателям приходится буквально прочесывать огромную территорию в ужасных погодных условиях, теряя драгоценное время, так как нет достоверной информации о месте нахождения людей.  

И вы решили применить свою разработку в этой сфере?

— Обсуждая эту проблему, мы поняли, что можно применить наши наработки в области наблюдения и розыска автомобилей для поиска людей в горной местности. Но необходимо было провести испытания на местности. И тогда Игорь Валентинович познакомил нас с начальником Эльбрусского высокогорного поисково-спасательного отряда Абдуллах Алиевичем Гулиевым. Ему эта идея очень понравилась, и нас пригласили принять участие на ежегодных спортивных соревнованиях по забегу на Эльбрус.

Что это за соревнования?

— Сейчас я уже не помню, но в них принимали участия не только спортсмены, но и военные и, по-моему, даже любители. И самое главное — это была отличная возможность для нас погрузится в проблему целиком, познакомить спасателей с техническими новинками и испытать оборудование прямо на соревнованиях. 

— Как проводились испытания?

— Нам предоставили конференц-зал, в котором присутствовали военные специалисты и спасатели. Всем было очень интересно изучить возможности нашего оборудования. Мы рассказывали, показывали, как это работает, и одновременно спрашивали, какие бывают особенности при восхождении, как проводятся спасательные работы. Это был очень продуктивный день.

Далее мы раздали группе из 10 человек GPS и спутниковые устройства разных производителей с разными свойствами.  И наблюдали, как ведет себя оборудование, начиная с поселка Терскол на высоте 2144 м и заканчивая МИРом на 3450 м.  Там же мы познакомились с коллегами из компании ТЕРЕК. Тогда же было решено испытывать новый тип раций совместно.

Расскажите, каких результатов вам удалось добиться во время первых испытаний?

— Результатом стало понимание, какими характеристиками и настройками должны обладать устройства при учете их веса и герметичности. Сколько времени должна держать батарея и при каких условиях ее можно эффективно эксплуатировать. Ну и, конечно, знакомство с людьми на передовой. Так же появилось понимание, что такую проблему быстро решить невозможно без чёткого алгоритма действий. Из-за плохих погодных условий тогда нам не удалось провести испытания по розыску людей под снегом.

— Какие задачи вы поставили себе после поездки?

— С учетом полученных данных, мы договорились доработать некоторые образцы оборудования и направить их специалистам МЧС в ближайшее время. Так же нам необходимо было нанести на карту мониторингового сервера все популярные маршруты, используемые туристами. Еще необходимо было нанести ряд ориентиров с обязательным указанием высоты, так как по GPS-координатам мы никак не могли ее определить. Это был очень важный элемент в будущем, когда диспетчерская служба осуществляла бы наблюдение, она должна была точно понимать на какой высоте находится группа, которой требуется экстренная помощь.

— В чем заключалась помощь спасателей? Ведь вы могли и самостоятельно на месте все протестировать?

— Нет. Без помощи спасателей такие испытания провести было невозможно. Так как они лучше всего понимали специфику проблемы и обладали огромным опытом розыска людей. А наша задача было создать систему, при которой это можно было выполнить максимально эффективно.

— Как дальше развивался проект?

— Мы обратились к Абдуллах Алиевичу Гулиеву за помощью, и он познакомил нас с начальником СК РПСО (Северо-Кавказкий региональный поисково-спасательный отряд) Александром Павловичем Ципковском. Он уже знал о проведённых нами испытаниях в 2019 году и поручил курировать этот проект своему заместителю СК РПСО спасателю МК Анатолию Анатольевичу Морозову. Мы сразу направили часть нового оборудования на группу из 10 человек. И попросили провести испытания на полноценных восхождениях в реальных условиях. Теперь уже испытывалось мобильное приложение, которое позволяло передавать данные к нам на сервер и отслеживать спасателей. Тестировались новые персональные GPS трекеры. Их данные сравнивались с показателями трекера, который передает сигнал через спутник Iridium. Также мы провели испытания розыска людей по технологии LORA. Испытания прошли настолько удачно, что итогом стало наше выступление и обсуждение полученных навыков со всеми главами спасательных отрядов Кабардино-Балкарии. Тогда же было подписано соглашение о сотрудничестве между МЧС Кабардино-Балкарии и нашей компанией. Мы им очень гордимся.

— Но ведь весной 2020-го начался Covid-19. Как это повлияло на проект?

— Пандемия Covid-19 внесла очень серьезные корректировки. Ведь она фактически полностью остановила туризм — внешний и внутренний. По планам осенью 2020 года мы планировали открыть первый филиал выдачи оборудования в аренду, и проверить экономическую состоятельность проекта. Более того, был написан проект в Сколково, который бы значительно повысил возможности гидов, осуществляющих наблюдение за группой. В то время рассчитывать на поддержку такого проекта было бессмысленно. Поэтому проект по спасению жизней людей в горно-лесистой местности пришлось переделывать под проект по контролю за больными Covid-19.

— На какой стадии проект находится сейчас?

— В 2021 году мы продолжили работу над проектом. По планам, к осени должны были открыть филиал. Однако появились корректировки юридического характера и потребовалась существенная доработка целого комплекса договоров и контрольной панели диспетчеров. Также за год появились новые решения на рынке в области мониторинга, весной случился очень сильный рост стоимости GPS-трекеров и вообще всей микроэлектроники, и потому нам пришлось очень сильно пересмотреть цены на наш проект. Из-за пандемии на Эльбрус очень сократился приток иностранцев. А пилот на 1 год рассчитывался именно на них. Все это не позволило нам открыться к осени 2021. Итогом было принято решение за зиму проработать маркетинг, подать проект на Сколково и открыть филиал к началу сезона – в апреле.

Пройден большой путь и предстоит еще многое. Мы надеемся, что нам, совместно с МЧС и руководителями туроператоров, удастся создать систему, которая позволит снизить вероятность возникновения ЧС не только на Эльбрусе, но и в других непокорённых вершинах.

 

Translate »