22 марта 2022 года

Создатель «Фабрики красок»: «Выиграют компании, имеющие высокую степень локализации»

Фото: 

— Что происходит с рынком, на котором вы работаете?

— Надо пояснить, что все краски для финишной отделки делятся на три группы. Первая — чисто иностранного производства. Часть из них уже перестала поставляться в Россию, и нельзя сказать, вернутся ли они в будущем. Причиной тому послужили известные всем события. Некоторые марки пока просто приостановили поставки в ожидании изменения курса валют и возможной корректировки текущей политической повестки.

Вторая группа — локализованные в России бренды, коих немало, они на первые несколько дней приостановили продажи. Сейчас продажи возобновились, но жесткая привязка к курсу доллара и евро диктует и рост цен. По ряду позиций мы видим прибавку на продукцию этих компаний на 40%, а в некоторых случаях и на все 70%.

Третья группа красок для финишной отделки — чисто российские продукты. Это российские владельцы и учредители, отечественное производство, отечественные патенты и максимально возможное российское сырье. Но здесь есть подвох. В составе российской краски может содержаться один или несколько компонентов, которые пока распродаются по старым ценам. Их доступность на российском рынке в ближайшей перспективе — вопрос сложный. Они либо исчезнут с нашего рынка, либо прибавят в цене.

— Насколько высока доля импортных компонентов в среднем по рынку?

— В нашем сегменте по сравнению с другими отраслями вообще очень высок процент локализации. Импортное сырье составляет от 1% до 7%. Но и цены на него поднялись от 50% до 200%.

Высокий уровень локализации относится как к компонентам красок, которые имеют высокое качество и производятся в Татарстане, к примеру, так и к таре — пластиковым ведрам. Тут процент российского около 98-99%.

— Какие меры вы принимаете в новых условиях?

— В компании «Фабрика красок» имеется запас всего необходимого примерно на шесть месяцев. Но мы продолжаем вести закупки оставшегося сырья. Активнейшим образом ищем российские аналоги, мониторим рынок стран ближнего зарубежья. В качестве примера могу привести Казахстан, где у нас уже сегодня широка сеть партнеров.

В компании есть четкий и понятный вектор сегодняшнего дня — это отстройка от европейских и западных поставщиков.

— Как ситуация повлияет на отрасль?

— Не только повлияет, но и уже повлияла. Безусловно, следует ждать роста цен. Если наши конкуренты (а мы мониторим рынок регулярно) увеличили прайс на 30-40%, то в «Фабрике красок» цена прибавилась на 20%, десять из которых — рост, который мы закладывали на начало весны даже без известных потрясений и изменений.

Существующий уровень цен мы постараемся удержать в течение двух-трех месяцев. Помогут нам в этом, как я уже говорил, имеющийся запас и оперативное решение ряда проблем с иностранными поставщиками.

— Возможны ли подвижки по качеству и изменение ассортимента?

— Если полностью прекратятся поставки из-за рубежа, а мы не сможем найти аналогов, то какие-то продукты станут чуть хуже. Но в большинстве случаев конечный потребитель может этого и не заметить. Все изменится в допустимых пределах, не выходящими за рамки стандартов отрасли.

Стоит ожидать и изменений продуктовой линейки. Часть компонентов применяется не во всех красках, а только в очень узком сегменте. И в этом случае может случиться так, что аналогичного компонента нет ни у кого, кроме как у поставщиков из Европы. Соответственно, российские производители перестанут выпускать один или несколько продуктов.

— Как вы оцениваете перспективы отрасли?

— Если говорить об отрасли строительства жилья и коммерческой недвижимости, к которой наш сегмент привязан вплотную, то можно прогнозировать ее массовый рост к осени текущего года. Обусловлено это тем, что металл, цемент и ряд других строительных материалов производится в нашей стране. Кроме того, есть и запасы перечисленного.

Если давать прогнозы по рынку премиальных отделочных материалов, где «Фабрика красок» и представлена широкой линейкой продукции, то провал, безусловно, будет.

Но есть и перспективы развития, основанные на том, что часть иностранных конкурентов уйдут или уже ушли с рынка — это первое. Второе — курс иностранной валюты сыграет на руку тем российским компаниям, которые имеют высокую степень локализации. Третье, на что я очень надеюсь, — это то, что российские продавцы, которых иностранные партнеры подвели в свете известных событий, обратят свой взор на российских производителей и поставщиков.

Если говорить о планах нашей компании, то мы ставим перед собой следующие задачи: два-три месяца, чтобы полностью нивелировать проблемы с компонентной базой, повысив локализацию до максимума, и шесть-восемь месяцев на то, чтобы расширить сеть партнеров не только в России, но и продолжить расширение в Казахстане, Киргизии, Узбекистане, Армении.

Translate »